понедельник, 2 февраля 2009 г.

Чувашская вышивка.

Родилась и выросла я в Чебоксарах. Это красивый город на Волге. Столица Чувашской Республики.

Родители мои приехали в Чебоксары "по распределению" на 3 года... Но как говорится, ничто так не постоянно, как временное :)
Чувашская вышивка мне никогда раньше не нравилась. Казалась чересчур яркой.

А летом 2008 меня "пробило".
Началось с того, что я решила вышить что-нибудь с коммерческой целью. Национальная вышивка в разгар туристического сезона пользуется особым спросом.
Взяв у подруги книжку "на прокат", села вышивать.
Так захватил меня этот процесс!
Оказалось, все не так просто. Шовчики-то мудреные!
Пришлось искать в инете их описания, покупать пособия, написаные чувашскими мастерицами.
В итоге у меня получилась игольничка, которую я ни за что не продам :)

Здесь я использовала не национальный косой стежок, а обычный полукрест.
Узор на лицевой части - символ Солнца, гармонии, согласия, на обратной стороне- символ домашнего очага, уюта.
Кстати, символ Солнца- один из основных узоров чувашской вышивки. В гербе Чувашии тоже есть этот символ. Именно поэтому и говорят: "Солнечная Чувашия." :)
О толковании других узоров можно посмотреть здесь.
А вот так выполняется косая стежка:

Вот тут можно посмотреть подробное описание косой стежки.

"Чувашская вышивка очень своеобразна: по её рисунку можно было прочитать историю жизни вышивальщицы. Богат ли её дом, сколько у неё детей, счастлива ли она в замужестве. Имеют вышивки и глубокий сакральный смысл. Например, чуваши в древности были язычниками, поклонялись огню. И круговой орнамент, вышитый на женском костюме на груди красным или жёлтым цветом, символизировал солнце. Кроме того, мастерицы верили в то, что своими рисунками они могут повлиять на собственную судьбу. Так, чтобы в доме был достаток, вышивали по углам холста большие красные квадраты, которые обозначали амбары, полные зерна. Но орнамент не был каноническим. Вышивальщицы свободно комбинировали узоры и выбирали цветовую гамму. Наиболее часто вышивали красным шёлком, но нередко использовали синий, черный, желтый и зелёный цвета. Поэтому узоры напоминали то цветущий луг, то густой зелёный лес, то - землю-кормилицу."Читать подробнее...

Еще интересной особенностью является то, что сначала вышивается контур рисунка черным цветом - роспись, которая выполняется швом "вперед иголку" сначала в одну сторону, затем в обратную. Т.е. и с лицевой стороны, и с изнанки одинаковые короткие стежки. А уже потом рисунок заполняется цветными стежками.
Надеюсь, вам понравился мой рассказ :)

16 комментариев:

  1. Очень понравился! Я по вышивке народов Поволжья делала скатерть... А косая стёжка мне снилась по ночам - до того мудрёная техника...

    ОтветитьУдалить
  2. В догонку... И у меня книга-пособие есть.

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо :) Я даж пожалела, что ни одной чувашской бабушки вышивающей не знаю. Посмотреть бы вышивки, пощупать... Мои бабушки вышивали. Только одна болгарским крестиком вышивала, а другая мережки.

    ОтветитьУдалить
  4. Таня, большое спасибо! Очень интересный рассказ! У меня дядя чуваш, вот бы ему чего-нить национальное вышить... Может поделитесь узорчиками, если есть в электронном виде?
    Гапочка, и у Вас можно поклянчить узоров чувашских, если в книжке по технике они есть?
    iryel собака ymail точка com

    ОтветитьУдалить
  5. Есть орнаменты - выложу. У себя в блоге.

    ОтветитьУдалить
  6. я не видела чувашскую вышивку, но твоя берлингоша понравилась именно своей яркостью, да простят меня французы с их пастельными красками... такая тоооска :-) а тут сразу, настроение поднимается и хочется творить!!! удачи!

    ОтветитьУдалить
  7. Солнечная игольничка! очень красиво цвета сочетаются! и так здорово, что вышитые узоры имеют смысл! Спасибо за рассказ!

    ОтветитьУдалить
  8. Бывали мы у вас в городе. Очень понравилось - очень чисто, много цветов и встречали нас в речном порту тоже также)))) Вышивку рассматривала в музее, но там близко подходить не разрешали.

    ОтветитьУдалить
  9. Спасибо, Bearka!
    Пушистик, а конфетки чебоксарские пробовали?)) Вкууусные))

    ОтветитьУдалить
  10. В Чебоксарах не была,верю,что очень красиво.И вышивка очень самобытная, яркая, красочная.И блог замечательный.Я только начинаю и не могу во всем разобраться.Как вам удалось создать такой красивый блог? Заходите в гости!

    ОтветитьУдалить
  11. Спасибо, Галина) Как-то так, смотрю у людей как оформлено, в "Полезностях" у меня ссылки есть, там учусь)

    ОтветитьУдалить
  12. так вы в ЧГПУ на худграф факультет зайдите =) там расскажут и покажут =)

    ОтветитьУдалить
  13. я просто выполнял задание ...и сюда к вам в блог попал ..
    вот эскиз.. с сеточкой уже)))http://fotki.yandex.ru/users/patriot28/view/209479?page=0
    если кого заинтересует ..)) может кто вышьет)) фотки уж тогда вышлите пожалуйста результата на ткани)))

    ОтветитьУдалить
  14. Здравствуйте, Татьяна!

    Рад был увидеть эту страничку и почитать живые комментарии к Вашему посту. Очаровательные вещи с вышитыми узорами. Не оставяйте эту тему, у Вас есть новый взгляд и вкус к этому. Насчет профессионализма уж не говорю - об этом свидетельствуют и творческая биография, и альбомы с Вашими работами (смотрел раньше ВКОНТАКТАХ). Если тема подлинной чувашской вышивки интересует Вас и читателей (напр.Галина Платова, Iryel и др.) смотрите мои материалы ВКОНТАКТАх и на новых блогах, напр. о костюме:
    http://chuv-costume.blogspot.com/

    Удачи, точных пальцев, зоркого глаза - Г.Н. ИВАНОВ-ОРКОВ

    ОтветитьУдалить
  15. Геннадий Николаевич, спасибо! Для меня Ваш отзыв- большая честь!

    ОтветитьУдалить